Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

"ареопагитики"

Энциклопедический словарь

«Ареопаги́тики» - религиозно-философское сочинение, якобы принадлежащие Дионисию Ареопагиту (I в.). Созданы не ранее 2-й половины V в., обнаруживают зависимость от неоплатонизма, особенно от Прокла. Учение «Ареопагитики» о Боге как сверхразумном тождестве бытия и небытия и об иерархическом устройстве универсума и церкви оказало большое влияние на философскую мысль Византии и Западной Европы (Эриугена, Николай Кузанский).

-----------------------------------

АРЕОПАГИТИКИ - «АРЕОПАГИ́ТИКИ», религиозно-философское сочинение, дошедшее под именем Дионисия Ареопагита (1 в.). Созданы не ранее 2-й пол. 5 в., обнаруживают зависимость от неоплатонизма (см. НЕОПЛАТОНИЗМ), особенно от Прокла (см. ПРОКЛ (философ)) . Учение «Ареопагитик» о боге как сверхразумном тождестве бытия и небытия и об иерархическом устройстве универсума и церкви оказало большое влияние на философскую мысль Византии и Зап. Европы (Эриугена (см. ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА), Николай Кузанский (см. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ)).

Гуманитарный словарь

"АРЕОПАГИ́ТИКИ" - назв., закрепившееся за религ.-филос. соч. 5 - нач. 6 в., написанными от им. Дионисия Ареопагита, персонажа "Деяний святых апостолов" (17, 34). Однако яз., развитое богословское учение, ссылки на факты позднейшей церк. истории, влияние неоплатоников, особенно Прокла, отсутствие упоминаний до нач. 6 в. оспаривают подлинность автора, к-рого в свет. и церк. науке наз. Псевдо-Дионисием. "А." - 4 больших трактата: 1) "О Божеств. именах" - о встречающихся в Библии именах Божиих с разъяснением сущности и свойств Божиих применительно к ним; 2) "О мистическом богословии" - о мистич. единении души с Богом; 3) "О небесной иерархии" - о царстве небесных духов, их природе, свойствах и классификации (три триады); 4) "О церк. иерархии" - о Церкви как об отражении духовного мира, устроенной в соответствии с тем же принципом разделения на триады, что и небесная иерархия (3 таинства: крещение, евхаристия, миропомазание; 3 степени священства: диакон, священник, епископ; 3 состояния верующих: монах, член общины, несовершенный). Доп. к трактатам - 11 посланий к разным лицам и пастырские наставления.

В системе богопознания "А." Божеств. существо непознаваемо и неизреченно. Оно изливается световыми эманациями в материю, в к-рой угасает. Путь к Богу состоит из двух ступеней - очищения (катарсиса) и "выхода из себя" (экстаза). Идея экстаза связана с идеей эроса. Душа, вдохновленная любовью к Богу, "выходит из себя" и устремляется к недостижимому объекту своего желания. Движение это представляется автором как пост. и бесконечное приближение к Богу, бытие к-рого неисчерпаемо.

Преп. Максим Исповедник написал к "А." комментарии, на них ссылались все позднейшие визант. богословы; мн. в литургич. жизни возникло под их влиянием. На Западе "А." были невразумительно пер. на латынь Гильдуином (9 в.), лучше (но с ошибками) - Скотом Эриугеной (10 в.) значит. повлияли на великих схоластов, и особенно на Николая Кузанского, Дж. Бруно, Пико делла Мирандола и Марсилио Фичино (к-рый написал комментарий к собств. пер. "О Божественных именах").

С 14 в. "А.", уже пер. на сирийский, араб., армян., коптский, эфиопский и груз. яз., изв. в России по пер. серб. инока Исайи (1371). Влияние "А." на обществ. мысль и культуру Др. Руси проявилось у создателей фресок и икон "Премудрость создала себе дом", автора "Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго", на Ивана Грозного, протопопа Аввакума. Интерес к "А." достиг апогея в 17 в. Нов. ред. пер. осуществил в 17 в. Евфимий Чудовский; вплоть до 1-й трети 19 в. появлялись новые слав. пер.

Соч.: Великии Минеи Четии. Октябрь, дни 1-3. СПб., 1870. Стб. 266-787; Памятники пер. и рус. лит-ры 14-15 вв. Л., 1987. С. 158-199.

Лит.: Прохоров Г. М. Корпус сочинений с именем Дионисия Ареопагита в др.-рус. лит-ре: (Пробл. и задачи изучения) // Тр. Отд. др.-рус. лит-ры. Л., 1976. Т. 31. С. 351-361.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

"АРЕОПАГИТИКИ", религиозно-философское сочинение, дошедшее под именем Дионисия Ареопагита. Созданные не ранее 2-й половины 5 века, обнаруживают зависимость от неоплатонизма, особенно от Прокла. Учения "ареопагитики" о Боге как сверхразумном тождестве бытия и небытия и об иерархическом устройстве универсума и церкви оказали большое влияние на философскую мысль Византии и Западной Европы.

Полезные сервисы